ВЕФИЛЬ – ДОМ БОЖИЙ?

ВОСПОМИНАНИЯ БЫВШЕГО ВЕФИЛЬЦА

Практически каждый Свидетель Иеговы считает за честь хоть раз побывать в бруклинском Вефиле. Это место считается живым воплощением «духовного рая», ведь там служат только самые духовные и преданные христиане. Среди Свидетелей Иеговы бытует представление о некой особой ауре и близости к Богу этих мест. В России, например, братья и сестры с Дальнего Востока и Сахалина тратят деньги и проделывают огромный путь, для того чтобы оказаться на экскурсии в Филиале в поселке Солнечное. Каждый год в общей сложности около 10 тысяч человек посещают российский филиал. Все это очень напоминает паломничество иудеев к Стене плача или мусульман в Мекку.

Филиалы, по сути своей, представляют закрытый религиозный орден со своим собственным кодексом и руководством. Надзор за Вефилем принадлежит Комитету Филиала, который назначается Руководящим советом. Существует брошюра под названием «Живем в единстве», регламентирующая все стороны жизни филиала. Она есть у каждого вефильца. Эту брошюру нельзя выносить за пределы Вефиля и показывать другим.

Каждый сотрудник Вефиля должен дать «обет нищеты», отказываясь от мирской работы и заработка. В случае нарушения этого обета, вефилец должен пожертвовать вырученные деньги Обществу. Так же он не должен разглашать информацию, которая касается жизни Вефиля, даже среди верующих родственников. В Вефиле очень ценится послушание надзирателю отдела, потому что это считается признаком духовности. В течение первого года служения от нового вефильца ожидается беспрекословность в выполнении порученной работы. В целом, к новым вефильцам наблюдается иное отношение, нежели к сотрудникам филиала со стажем.

Каждый вефилец обязан посещать утреннее поклонение для разбора ежедневного стиха и завтрака. На утреннем поклонении, как правило, дается комментарий ведущего к ежедневному стиху в применении к Вефилю. Непосещение утреннего поклонения приравнивается к непосещению встреч собрания и считается недопустимым без уважительных причин. Надзиратель стола (старейшина, следящий за порядком за столом) обычно отмечает количество пропусков, чтобы указать на проблему не явившемуся вефильцу. Во главе стола могут сидеть только назначенные старейшины. Чтобы выйти из-за стола необходимо спросить разрешение у надзирателя.

Внешний вид вефильцев должен быть очень скромным. Не разрешается носить футболки с надписями или рекламой. Юбки выше колена непозволительны. Братьям нельзя носить цепочки на шее. Также запрещается ношение бейсболок козырьком набок.

Большую роль в Вефиле играет стаж полновременного служения, который является своего рода критерием для отбора братьев на ответственные должности, и не только. Для того чтобы получить лучшую комнату или мебель со склада, необходим большой стаж служения. Понятие стажа заметно дифференцирует вефильцев, так как от этого многое зависит, в том числе дни отпуска. Они начисляются пропорционально стажу полновременного служения.

Сотрудники Вефиля получают скромную компенсацию на карманные расходы. На эту сумму, как правило, невозможно прожить, поэтому большему количеству вефильцев в частном порядке помогают со стороны родственники и друзья. Все вопросы на тему увеличения карманных расходов воспринимаются как проявление ропота и мирского мышления. Филиал не заключает трудовых отношений с вефильцами, поэтому они числятся безработными. В результате, как правило, многие вефильцы, заканчивая свое служение, не могут устроиться на работу, так как не имеют трудового стажа и соответственно никакого социального страхования.

Человеческий фактор играет в Вефиле огромную роль, так как для его развития существуют благоприятные условия. Изо дня в день жизнь вефильцев целиком и полностью вращается только вокруг служения в филиале, поэтому в каком-то смысле они оторваны от реальной жизни. Живя в неестественных условиях и тяжелейшем ритме, многие не выдерживают эмоционально, но продолжают терпеть, так как уверены в том, что совершают самое почетное служение Богу. Это приводит к разным психологическим проблемам и эмоциональным патологиям. А так как коллектив очень тесен, проблемы одного становятся проблемой всех. В Вефиле невозможно выбирать себе работу и тех, кто будет рядом с тобой каждый день. Это приводит к затяжным межличностным обидам и к проявлению депрессии, которая довольно распространена в Вефиле. Многие страдают хроническим недосыпанием. Тяжелый график и ритм жизни дают о себе знать.

За годы служения у многих вефильцев вырабатывается панический страх закончить свое служение и оказаться за воротами филиала. Некоторые уже просто не представляют, как можно жить обычной жизнью. В результате этих фобий вефильцы превращаются в людей, которыми очень легко манипулировать. Не у всех сотрудников филиала есть свое собственное жилье, поэтому некоторым попросту некуда ехать. По этой причине они стараются всеми силами держаться за этот вид служения, и никогда не будут выражать свое несогласие.

Более того, отъезд из Вефиля без уважительной причины (беременность или болезнь) считается признаком духовных проблем. Бытует мнение, что уехав из Вефиля просто так, христианин лишается особых благословений от Иеговы, доступных только в Вефиле. Желание иметь детей не приветствуется и даже называется некоторыми искушением, так как в результате рождения детей сотрудникам филиала придется оставить священное служение.

Сплетни – еще один бич Вефиля. Поскольку в жизни большинства вефильцев ничего интересного не происходит, все свое внимание они переключают на жизнь и отношения других сотрудников филиала. В Вефиле практически невозможно что-либо скрыть от внимания других. Такая ситуация порождает крайне нездоровую атмосферу социального аквариума.

Хотя на утреннем поклонении говорят о том, что все виды работ, совершаемые в Вефиле, одинаково почетны и являются священным служением, среди самих вефильцев бытует иное мнение. Все понимают, что работы связанные с обслуживанием других не так хороши, как чистая работа в офисе, поэтому многие годами мечтают перебраться в офисы из обслуживающих отделов. Ситуация усложняется и тем, что, как правило, в обслуживающих отделах надзирателями назначаются строгие и требовательные старейшины, которые не станут церемониться.

Вефильцам часто напоминают, что все сотрудники равны. Однако на практике все убеждаются в обратном. Например, когда кто-нибудь из членов Комитета Филиала уезжает или возвращается из отпуска или командировки об этом часто во всеуслышание говорят на утреннем поклонении. Таким образом, эти назначенные старейшины выделяются на фоне других. Это касается и всяческих мелких поблажек.

Интересно отметить, что среди районных надзирателей бытует отрицательное отношение к вефильцам и Вефилю в целом. За глаза его называют «кухней», «штабом», тогда как полевое служение «передовой». В последние годы наблюдается сокращение числа желающих служить в Вефиле среди успешной в жизни христианской молодежи. Неквалифицированных добровольцев из числа пионеров довольно много, чего нельзя сказать о специалистах. Очевидно, сказывается политика «верного раба» в отношении получения высшего образования.

Артем Григорян

ВОСПОМИНАНИЯ ДРУГОГО БЫВШЕГО ВЕФИЛЬЦА

Попасть в Вефиль – голубая мечта для многих молодых крещеных Свидетелей. Служение в филиале Общества окружено ореолом элитарности, избранности. Некоторые семейные пары воздерживаются от того, чтобы иметь детей, холостые братья и сестры воздерживаются от вступления в брак, изучают иностранные языки – все это для того, чтобы служить в Вефиле.

Если вы никогда не работали минимум по 44 часа в неделю, без официальных выходных во время праздничных дней, без страхования и трудовой книжки, с коротким 12-дневным ежегодным отпуском, привыкли жить один, не вставали в 6 утра и не ложились запоздно каждый день – то жизнь в Вефиле покажется вам непростой. Вефиль – это хорошо отлаженный механизм и вы становитесь его «винтиком». Вам постоянно будет напоминаться, что «незаменимых у нас нет, и будьте счастливы, что вас удостоили такой привилегии» – иногда вежливо, но часто в не очень тактичной форме. Общество любит писать о важности чувства собственного достоинства, не задумываясь о том, как оно порой подавляется среди собственных работников Вефиля.

За свою работу вефилец не будет получать никакой зарплаты. Общество лишь обеспечит его жильем и пропитанием, а также ежемесячным небольшим денежным пособием, чтобы он мог купить необходимые вещи, такие как предметы личной гигиены, проездной билет на транспорт и т. п. Общество не берет на себя заботу о человеке в случае утраты им трудоспособности. «Просим вас понять, что Общество не может позволить себе заботиться о человеке всю его жизнь» – говорится в одном из писем ОСБ к членам семьи Вефиль. Если человек в год болеет более 14 рабочих дней, то его обычно просят покинуть Вефиль – с таким здоровьем лучше служить Богу в другом месте, ведь кандидатов на его место очень много. Ведется строгий учет посещаемости работы и пропущенных по болезни рабочих дней.

Ужинают после работы обычно быстро, поскольку многим нужно бежать на электричку, чтобы успеть на собрание в город. Расписание движения пригородных поездов не очень удобное – некоторым приходится жертвовать ужином, чтобы успеть на городское собрание. В результате такого графика жизни у человека остается очень мало свободного времени для отдыха: два вечера на буднях, и полдня на выходных (поскольку половина субботы является рабочим днем). Однако и на эти крохи Общество умудряется найти «полезные дела».

Многие в филиале (особенно во время его строительства) снимали напряжение спиртными напитками; иностранцы пили много, поэтому некоторых за пьянство отправляли домой. Один брат рассказывал, что днем его работой был сбор пустых бутылок из-под спиртного из жилых зданий и дальнейшая их утилизация. До приезда в Солнечное он и не думал, что существует столько марок крепких напитков.

Один из эпизодов, который надолго запомнился – это забавы молодых людей, которые работали в кабинетах служебного отдела, занимающегося администрированием деятельности областных, районных надзирателей, собраний, служением пионеров, назначениями на должности. Молодые сотрудники долго чесали голову, чем бы в письме удивить своего друга-пионера, а затем “додумались” – отстригли ножницами волосы с растительности на лобке над половым членом, и запечатали их в конверт. Верх христианства! Через несколько дней в этом же отделе, только сотрудник службы по связям с больницами, рассказал мне и нескольким сотрудникам очень «христианский» анекдот – мол, как один “новый русский” просил у джина 20-сантиметровый пенис, а джин был глуховат и в результате подарил ему 20-сантиметровый теннис. О каком же Божьем благословении и руководстве можно говорить? Все это напоминало загнивающие смоквы из книги Иеремии…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *