КУРИТЬ НЕЛЬЗЯ?

Уточните, пожалуйста, когда Общество [Сторожевой Башни] запретило Свидетелям Иеговы курить? Действительно ли это произошло в 1973 году? И если да, то почему ОСБ учило, что табак – это яд, но бороться с ним начало так поздно?

Михаил О., Санкт-Петербург

Хороший вопрос, который, по сути, сам на себя и отвечает. Но давайте по порядку.

В «дежурной» книге ОСБ под названием «Свидетели Иеговы – возвещатели Царства Бога» (стр. 180) говорится: «Еще в 1895 году в связи с употреблением табака в «Сторожевой башне» был приведен стих 2 Кор. 7:1: «Итак, возлюбленные, имея такие обещания, давайте очистим себя от всего, что оскверняет плоть и дух, совершенствуя святость в страхе Божьем»

Итак, еще в конце позапрошлого века членам организации было донесено, что курение несовместимо с высоким званием христианина, поскольку нарушает изложенную апостолом Павлом идею «освящения в страхе Божьем».

Однако прошло почти восемь десятков лет, пока Свидетели Иеговы перешли от слов к делу и перестали заниматься религиозной антитабачной демагогией, уча других жить без оглядки на образ действия самих учителей. И действительно, почему потребовалось так много времени?

Ответ на этот единственно возникающий вопрос книга «Возвещатели», как и следовало ожидать, не дает, как и на массу других вполне логичных вопросов. Читателя предсказуемо уводят от темы на проторенную тропу хвалы «любимой организации». Например, утверждается, что Свидетели Иеговы первыми поняли пагубность табака, первыми прозрели на предмет табачной зависимости, героически разоблачали мошенников-производителей табака и так далее и тому подобный бред. И при этом сами же продолжали пользоваться плодами этих самых «мошенников». Особо умилительно выглядит информация о том, что в 1935 году представители главного офиса в Бруклине все-таки решили побороть пагубную привычку. Можно ли доверять этой информации? Скорее всего нет, но даже если допустить, что это было именно так, то речь идет о нескольких десятках, или, может быть, сотне человек. Получается анекдотичная ситуация, когда “прозревшая” некурящая горстка представителей Центра на протяжении еще почти четырех десятилетий радостно посещала дымящих членов организации, творя с ними «волю Божью», и никому даже в голову не приходило, что сигарета в зубах проповедника – это чертовски похабно. Это примерно то же самое, как если бы сам Иисус Христос решил забрать у апостолов все пепельницы, а об остальных даже не подумал…

Сразу замечу, что проблемы не было бы, если бы сами авторы ОСБ не ставили себя в положение оправдывающихся. Совершенно очевидно, что «святая организация» не могла допустить столь явного морального промаха. Куда смотрел Бог, в конце концов? Но поскольку все это происходило в реальности, остается как всегда единственный способ «отмыться» – подать религиозный «экскремент» в красочной упаковке.

Чарльз Рассел
Чарльз Рассел

Так что же происходило на самом деле? Здесь стоит обратиться к извечной теме роли личности в истории. Основатель движения Чарльз Рассел во многом подавал личный пример, самым естественным образом (на правах “богоизбранного”) став объектом подражания. К примеру, он не употреблял спиртного, не курил (в то время это было очень распространенное явление), по-джентльменски, с уважением относился к женщинам и детям, славился своей теплотой, при этом негативно относился к сексу и не позволял себе лечь в одну кровать с женой. Именно поэтому в среде тогдашних членов ОСБ царили довольно жесткие, истинно пуританские взгляды, навеянные духом Провидца. Особенно это было заметно по тому, как многие мужчины, в подражание Расселу, носили пышные бороды.

Именно с бородами – как видимым символом расселизма – решил вести войну преемник Рассела Рутерфорд, запретив их на веки вечные (сегодня запрет остается в силе). Рутерфорд отличался не только манией величия, но и открытым женоненавистничеством и алкоголизмом. Именно при нем журнал «Сторожевая Башня» выступил с критикой введенного в США сухого закона (о чем витиевато написано в книге «Возвещатели», стр. 182). И не удивительно, ведь ему регулярно поступали контрабандные поставки крепких спиртных напитков из офиса ОСБ в Канаде. А теперь, Михаил, попробуйте ответить на вопрос: возможно ли было покончить с курением в структуре, вождь которой элементарно спивался, из-за чего не раз ведущие сотрудники Центра восставали и порывали с организацией. Конечно же, на повестке дня стояли вопросы куда более банальные, нежели воспитание христианских качеств – а именно, удержания власти. При Рутерфорде был поставлен жирный крест на таком понятии, как «совершенствование личности», очень популярном во времена Рассела.

Джозеф Рутерфорд
Джозеф Рутерфорд

После смерти Рутерфорда возник вакуум власти. Его преемник Норр не обладал столь необходимой для лидера религиозного движения харизмой, представляя из себя крепкого хозяйственника, но никак не гуру. В то время вопрос курения на повестке дня не стоял. Возникли новые угрозы, поскольку отсутствие харизматичного лидера постепенно порождало брожение и инакомыслие. «Низы» желали более прозрачной и демократичной политики Центра. Именно с этим столкнулся Норр и его правая рука Френц, ставший впоследствии его преемником. И лишь в 1970-х годах, с возникновением нового образования под названием «Руководящий совет», стали решаться некоторые злободневные вопросы, стоявшие на повестке дня. В том числе вопрос о курении, поскольку уже давно был более чем очевиден явный парадокс – на публику печатается и говорится одно, а наяву все происходит с точностью до наоборот. В 1973 году решили, что креститься могут только некурящие, а всем курящим крещеным дали полугодичный срок исправить свои недостатки.

А что сейчас? Действительно ли в среде Свидетелей Иеговы сплошь некурящие? Было бы странно, если бы организация, громко именующая себя Божьей, продолжала сосать сигарету, в то время как весь мир борется с этой заразой. Тем не менее, среди членов Сторожевой Башни есть курящие, и их далеко не единицы. И связано это не со слабостью системы контроля – она как раз на высоте. Если вас увидят курящим, старейшины об этом узнают через пару минут, благо наученные «стучать» друг на друга члены ОСБ вооружились мобильными телефонами. Потом последует правовой комитет (разбирательство), вас пожурят, заставят поклясться, что вы никогда больше не закурите и лишат «преимуществ» (временно вы будете обязаны соблюдать определенные ограничения).

На самом деле проблема тех, кто курит в ОСБ, вовсе не в недостатке стороннего контроля, а в душевном диссонансе, который испытывают многие искренние люди в этой структуре – и молодые, и уже с богатым опытом пребывания. К сожалению, порой это заставляет их идти на крайние меры, и вместо того, чтобы покинуть, по сути, уже ненавистное для себя место, они спасаются бегством от действительности другими, куда более прозаичными способами. Кто-то спивается, кто-то подсаживается на антидепрессанты. А курение – всего лишь незначительное следствие большой и запущенной проблемы. До тех пор, пока они думают, что им некуда идти…

А между тем…

Начиная с 1950-х годов журналы Свидетелей Иеговы обращали внимание на проблему курения, однако в контексте исключительно мирской проблемы. К себе данные тексты теологи ОСБ не относили.

Иллюстрация сверху из журнала «Пробудитесь!» за 8 марта 1962 года. Вторая иллюстрация из того же издания за 22 февраля 1962 года.

В журнале «Пробудитесь!» за 22 октября 1957 года авторы сетовали на баснословные прибыли табачных компаний, которые наживаются на здоровье граждан. Почти полвека спустя лидеры ОСБ через трастовый фонд вложат деньги в акции ведущего производителя табачной продукции – американской компании «Филип Моррис». Видимо, руководство Сторожевой Башни посетил новый “свет истины”, который заключался в том, что курильщики – лучшая наживка для религиозного бизнеса. Об этой истории, которая продолжается и поныне, Вы можете узнать из фильма “Деньги и Сторожевая Башня”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *