Кто руководит Божьим народом?

Руководящий Совет свидетелей Иеговы опубликовал статью, которая, по всей видимости, будет определять дальнейшее развитие политики и богословия организации. Прежде всего, статья из «Сторожевой Башни» обращает на себя внимание по причине недвусмысленных заявлений о руководстве организации и попытки выстраивания аргументации в защиту обоснования претензий Руководящего Совета на роль Божьего канала на земле. Ниже мы представим комментарии на наиболее примечательные моменты из этой статьи.

Наиболее интересная часть статьи начинается с довольно откровенного заявления, которое ранее в такой явной форме в публикациях не встречалось:

Возможно, подобное напоминание о статусе Руководящего Совета нужно руководству как подготовка членов организации к предстоящим изменениям вероучений. Ошибок в вероучениях и неверных организационных решений было слишком много в истории организации, чтобы не признавать их в открытую. По сути Руководящий Совет посылает всемирному братству недвусмысленный месседж: знайте, что мы можем вести вас по ложному пути, верить в иллюзии и так далее, но тем не менее, вы должны верить в нашу исключительность и слушать нас. Правила игры обозначены, карты раскрыты.

Далее начинается перечисление аргументов в пользу доверия «верному и благоразумному рабу», несмотря на факты пересмотра понимания библейских истин. И вот здесь оказывается, что Руководящему Совету нечего сказать, за исключением крайне субъективных доказательств и логически некорректных аргументов. Рассмотрим их по порядку:

Тезис подается в таком виде, как будто он не требует доказательств. Однако, из чего следует, что именно Святой Дух помогал Руководящему Совету понимать библейские истины? Что если все эти уточнения не более чем плод человеческого ума? Ответ на эти вопросы попросту не предполагается авторами статьи.

Главное подтверждение своего тезиса авторы статьи видят в случаях встречи молящихся Богу людей со свидетелями Иеговы. Однако похожие истории могут рассказать представители разных христианских конфессий. Готовы ли сами свидетели Иеговы признать, что и в тех случаях, была видна забота ангелов?

Размах миссионерской деятельности – еще один аргумент, якобы показывающий Божью помощь. Однако разве не очевидно, что масштабы проповеднической деятельности свидетелей Иеговы были бы попросту невозможны без огромных финансовых средств организации и её корпоративной структуры? Разве у первых христиан была всемирная организация, располагающая трастовыми фондами, собственным телевидением и типографиями? В течение 2015 года Свидетели Иеговы потратили более 236 миллионов долларов США, чтобы содержать специальных пионеров, миссионеров и разъездных надзирателей в их назначениях («Ежегодник 2016», с. 176). Это сумма соответствует более 15 млрд. рублей. И это только часть расходов организации.

Основной аргумент 15 абзаца строится на чисто субъективной и эмоциональной оценке. Утверждение имело бы силу, если бы авторы статьи, провели масштабное исследование несерьезного отношения к Библии со стороны других христианских конфессий. В христианском мире по-прежнему достаточно консервативных церквей, которые не идут путем либерализации своего вероучения. Как быть с ними?

Важно отметить, что все три аргумента приводятся в контексте сравнения с тем, как Святой Дух и ангелы направляли первых христиан в I веке. Удивительно, что ни авторы статьи, ни её читатели из числа свидетелй Иеговы, не замечают факт, лежащий на поверхности: и действие Святого Духа и помощь ангелов в I веке была явной, чего нельзя сказать о Руководящем Совете, члены которого не обладают ни дарами Святого Духа, ни общением с ангелами.

И в заключении, хотелось бы отметить еще один очевидный пробел в доктрине организации. Он связан с новым пониманием учения о времени назначения «верного раба»: 

Если Христос назначил «верного раба» в 1919 году, то куда же Он отправился? Ведь согласно этой евангельской притче господин назначает верного управителя для заботы о своем доме на время ухода и по возвращении оценивает служение раба! (Мат.24:45-47, Лук.12:42-46). Это даже признавалось в собственной энциклопедии свидетелей Иеговы под названием «Понимание Писания»: «Если по возвращении господина (очевидно, из какого-то путешествия) раб получит его одобрение, то в награду он будет поставлен над всем имуществом господина» (из статьи «Верный и благоразумный раб»). Безусловно, подобный сюжет был хорошо знаком слушателям Христа, так как подобная практика была распространена на всем древнем Ближнем Востоке.

В прежнем варианте понимания этой притчи, такой несуразицы не происходило, так как «верным рабом» считались апостолы, которым в I веке Господин вверил заботу о домашних. Впрочем, и в том случае возникала другая, не менее серьезная проблема: как показать существование и преемственность помазанного класса «верного раба» на протяжении всех веков. Изменив понимание притчи, руководство организации ушло от одной проблемы, но тут же приобрело новую.

Артём Григорян

Непогрешимцы

Непредсказуемость в высказываниях руководителей Сторожевой Башни не перестаёт удивлять и поражать. Откровенные слова в выпуске журнала за февраль 2017 года сказаны настолько прямолинейно и неожиданно, что невольно задаёшься вопросом: «Что они задумали?»

Если никаких откровений свыше они не получают, то хотелось бы узнать, почему на протяжении всей истории организации Свидетелей Иеговы, повторялись как мантра утверждения типа: «Мало читать Библию одному. С помощью святого духа Иегова руководит верным и благоразумным рабом, чтобы помогать нам получать своевременное понимание Своего Слова» («Сторожевая Башня» за 1 декабря 2007 года, стр. 17).

Ведь если они никогда не получали откровений свыше, значит всё, чему они – как руководители этой организации – учили своих прихожан, было просто результатом их личных (человеческих) умозаключений. И как показывает история организации, этот вывод самый верный и объективный. Если не одно «НО». Они в этом признались только сегодня. Расплывчатые намёки в прошлых публикациях про несовершенство руководства терялись и забывались в памяти их последователей, так как всегда перебивались ясными и чёткими указаниями к действию: «мы должны признавать верного раба», «мы должны сотрудничать с верным рабом», «мы должны доверять верному рабу». А что теперь делать с таким высказыванием: «Раб руководится святым духом, когда назначает старейшин смотреть за овцами». «Быть теократическим означает с глубоким уважением относиться к этому рабу, к тому, как все устроено рабом внутри организации» («Сторожевая Башня» за 1 декабря 1993 года, стр. 23).

Как можно с глубоким уважением относиться к устройству в организации, когда само руководство говорит, что они вполне могут принять «неверные организационные решения»?

Но в следующем абзаце руксовет заявляет, что святой дух они всё-таки получают. Но постойте! Разве святой дух не даёт «откровений свыше»? Так определитесь же и не путайте свою паству. Как вообще они определяют, что получают святой дух? Может им на мобильник приходит сообщение: «Поступила свежая порция святого духа»? Или об этом они узнают по сияющей мимике Стивена Летта?

Загадочные и ничем не подтверждённые заявления руководящего совета всегда приводили в недоумение подопечных. Но хавать подобные перлы паства уже научена, а значит и этот выпуск журнала съедят за милую душу, оближут и ещё добавки попросят.

Очень бы хотелось также услышать от руксовета, какие именно вероучения можно теперь считать ошибочными? С не исполнившимися пророческими датами всё понятно. История показала ложность этих пророчеств. А сегодня, что руководящий совет считает неверным и ошибочным? И скорее всего в скором времени мы это узнаем. Когда они в очередной статье объявят об изменениях в понимании Писания и предложат всем принять новую трактовку как подарок от Иеговы.

Попытка заручиться поддержкой ангелов и всего воинства небесного, кажется особенно наивной и несуразной. Приведённый пример в 14 абзаце настолько устарел и потерял свою актуальность, что давно уже назрела необходимость придумать какую-нибудь более оригинальную отмазку о соучастии в делах руксовета ангелов. Зато вопрос в 15 абзаце, заданный как утверждение, хотелось бы более точно донести до всех Свидетелей: «Разве есть какая-нибудь другая религиозная организация, которая всегда и во всём ссылается на Божье Слово, чтобы создать определённые трудности некоторым её членам?» Так звучало бы точнее и на этот вопрос можно было бы ответить «Нет, так делают только Свидетели Иеговы!» А вопрос в конце 15 абзаца вводит в полный ступор: «Кто сегодня на самом деле ведёт Божий народ?» Вы это у нас спрашиваете? Если сами не догадываетесь, тогда мы вам ответим: Божьего народа нет, а Свидетелей Иеговы ведёт горстка слеповатых, пожилых, ухоженных фарисеев. 

Свет, который сияет всё ярче, по всей видимости, слишком ослепил умы руководящего совета. Противоречивость высказываний говорит об их непостоянстве и неуверенности. А жалкие попытки выявить себя в смиренном и кротком духе терпят крах, натыкаясь на лавину требований о послушании. Что ж, с нетерпением буду ждать от руководящего совета новых статей для изучения, чтобы яснее понять степень старческого маразма их авторов.

Роман Герасименко

“Мы мудаки, но мудаки свои…”

Именно так отреагировал один действующий Свидетель Иеговы (кстати, периодически сдающий отчёт по 15 часов), когда мы общались с ним через Skype. Вот краткое резюме его искренней оценки статьи из журнала «Сторожевая Башня» за февраль 2017 года. Он сказал примерно следующее:

– Моего друга лишили общения и запретили с ним просто здороваться на улице. На сайте я прочитал статью об истории лишения общения. Когда-то они сами считали т.н. «лишение общения» изуверской, антихристианской догмой. Но потом стало еще хуже. Вопрос: поскольку в виду нового понимания «члены Руководящего совета не получают откровений свыше, могут ошибаться, принимать неверные организационные решения», то какого рожна они суются в мою личную жизнь и указывают мне, кого мне любить, а кого ненавидеть. К тому же, оказывается, как говорится в статье, «Иисус не обещал, что его верный раб будет готовить духовную пищу, лишенную изъянов». Неужели? Иисус вообще ничего не обещал. Тем более он не обещал, что его компаньоны на земле будут кормить христиан всякой заразой. Получается, Иисус обещал поставить мудаков, которых мы обязаны чтить и слушаться, ведь мудаки – свои, родные, без пяти минут небесные…

Я кратко описал канву нашего диалога. Не могу передать весь сплав негодования, который звучал из уст моего замечательного собеседника. Он не особо выбирал слова, поскольку был искренне ошарашен очередной беспардонностью собственного руководства.

Вспоминаются многие ложные пророчества и учения, от которых впоследствии отказались в силу их банальной глупости (вакцинация, пересадка органов и др.). Как же теперь быть с учением о переливании крови, благодаря которому в могилы сошли десятки тысяч детей Свидетелей Иеговы? Где доказательства, что это и без того оторванное от Писания учение, не является «ошибкой», «неверным решением» и «пищей с изъяном»? Где доказательства того же самого в отношении массы других учений и требований? И по какому праву члены Руководящего совета, прилюдно расписавшиеся в собственной духовной импотенции, продолжают требовать слепого повиновения и заставлять верить в то, что без их посредничества человек не достигнет спасения? Спасение через отсутствие святого духа, ошибки и изъяны? Оригинальная логика. Становится искренне жаль Иисуса Христа – его неслабо подставили…

Когда Артём Григорян готовил свою статью, он поинтересовался, а говорилось ли нечто подобное в других журналах. С помощью Справочника по цитатам из журналов «Сторожевая Башня» я нашел только одну статью за 15 июля 1992 года, где лидеры ОСБ утверждали, что «те, кто принадлежит к “верному и благоразумному рабу”, как отдельные личности являются несовершенными людьми, но этот класс является верным и благоразумным». А далее следовали призывы к послушанию. И хотя на бытовом уровне Свидетели Иеговы всегда апеллировали к несовершенству своих вождей, но лишь сейчас все сказано начистоту. Как верно заметил Артём, карты раскрыты.

В одном из журналов за 1992 год также говорилось: «Отступники подчеркивают заблуждения или кажущиеся ошибки, совершенные братьями, берущими на себя руководство». Так может быть т.н. отступники в большинстве своём оказались правы и вовремя указали на те самые ошибки, или изъяны, которые «по воле Христа» руководители с завидным постоянством подсыпают пастве в миски с духовной пищей? Стоит также заметить, что от многих учений, за несогласие с которыми людей вышвыривали на улице, в “злой мир”, с течением времени отказались сами же лидеры. Тем не менее, отступники, оказавшиеся на сто шагов вперед, по-прежнему именуются отступниками, достойными смерти.

Вспоминается еще одна статья за 1998 год: «Людям свойственно ошибаться, быть нечестными и иметь предубеждения». Согласно журналу за февраль 2017 года, данная константа на все сто процентов распространяется и на членов Руководящего совета. Так стоит ли продолжать так настойчиво требовать безапелляционного послушания, если требования вполне могут оказаться «организационной ошибкой» или изъяном, из-за которого люди могут даже лишиться жизни, или же лишить жизни собственных детей. Более того, эти требования могут идти в разрез, диссонировать с совестью конкретного человека, который смотрит на Писание с иных, лишенных изъянов, позиций.

Или всё-таки принцип, обозначенный моим другом, Свидетелем Иеговы, становится богословской нормой? Мы мудаки, но мудаки свои…

Станислав Ковтун

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *