НЕКУДА ИДТИ

Предисловие

«Мы будем побуждены лояльно служить Иегове в его организации, если помним, что нам больше некуда идти, чтобы получить вечную жизнь» 

(«Сторожевая Башня» за 15 ноября 1992, стр. 21)

Сторожевая Башня

НЕКУДА ИДТИ! Это не крик души потерявшего надежду человека. И даже не вопль осужденного. Это наполненные гордостью слова членов широко известной религиозной организации – «Свидетели Иеговы».

На сегодняшний день об этой организации написано немало. Книги многих авторов, таких как Карл Олоф Йонсон, Джеймс Пентон, Реймонд Френц, представляют интерес не только как подробное исследование феномена под названием «Общество Сторожевой Башни» (ОСБ), но и фундаментальный взгляд на современную религиозную систему в целом.

Основные учения Свидетелей Иеговы перекликаются с вероучениями многих других религий протестантского толка. Как замечает автор книги «Отложенный Апокалипсис» Джеймс Пентон, «в их [Свидетелей Иеговы] доктринальной системе очень мало того, что находилось бы вне пределов общеизвестной англо-американской протестантской традиции, хотя некоторые понятия имеют больше общего с католицизмом, нежели с протестантизмом. Если и есть уникальность, то только в конкретной богословской трактовке, но не в новизне». Например, с католицизмом Свидетелей Иеговы роднит схожий взгляд на роль церкви как носителя истины (или magisterium). Хотя с течением времени догматы могут интерпретироваться по-новому, они никогда не ставятся под сомнение.

Практика богослужений и большинство учений Свидетелей Иеговы удивительно схожи с принятым у протестантов. Стоит заметить, что Свидетели категорически отвергают свою причастность к ветви протестантизма, подчеркивая этим свою уникальность. В печатном рупоре организации, журнале «Сторожевая Башня» говорится, что «во многих принципиальных вопросах позиция [Свидетелей Иеговы] отличается от позиции протестантских конфессий» (издание за 1 ноября 2009 года, стр. 19). Однако, как заметили авторы книги «Современная религиозная жизнь России» (2003, том 2, стр. 4), «хотя в своем идейном развитии Свидетели Иеговы вышли далеко за рамки протестантизма, но генетически близки к нему». Учитывая исторические и доктринальные особенности, в «Историческом вестнике» (выпуск 5, 2007 год, стр. 316) справедливо отмечается: «”Свидетели Иеговы” – одно из поздних течений в протестантизме».

Строго говоря, само понятие «протестантизм» неоднозначно. Если быть точным, то протестантами можно назвать разве что лютеран и кальвинистов. Но чаще всего в христианстве под протестантами понимают всех не относящихся к православным и католикам, что не совсем верно, поскольку появление абсолютного большинства современных религиозных групп никак не связано с движением Реформации.

Сторожевая Башня

Сами Свидетели Иеговы делят христианский мир на четыре составляющих – католицизм, православие, протестантизм и… Свидетелей Иеговы. Причем последние являются эксклюзивными носителями знания, незамутненного человеческими традициями и ложными учениями. Подобная классификация может вызвать лишь ироничную улыбку. Конечно, у Свидетелей Иеговы есть уникальные вероучения (например, о двух классах верующих), но, в конце концов, любая религия имеет определенные теологические ноу-хау. Однако, большинство уникальных учений Свидетелей Иеговы касаются не столько богословия, сколько идеи укрепления власти, внося дисгармонию в развитие этой организации. О каких учениях идет речь, вы поймете, прочитав эту книгу.

Приведенные в книге мнения бывших и действующих членов организации, а также сторонних специалистов, позволят глубже понять отличительные особенности этой религии. Касаясь таких тем, как история и руководство организацией, внутреннее устройство, обязанности ее членов, взгляд на семью, отношение к окружающим, отказ от переливания крови, система контроля и процедура отлучения, будут возникать все новые и новые вопросы. Какую роль в действиях Свидетелей Иеговы играет Библия? Как семерым (или около этого) пожилым людям в Нью-Йорке (США) удается контролировать в своем «духовном раю» многомиллионную паству? И почему из уст рядовых членов так часто звучат слова: «Нам больше некуда идти»? 

Среди приверженцев Общества Сторожевой Башни есть люди, для кого система служит символом самовыражения, кто умело адаптируется к ней. Кто-то, наоборот, не в состоянии мириться с контрастом между христианскими принципами и «теократическими» реалиями, навязыванием правил, идущих вразрез с мироощущением и совестью. А для кого-то покинуть стены Сторожевой Башни – значит потерять семью и близких, лишиться детей. Таким людям действительно некуда идти, и в этой книге мы коснемся сути многих проблемных вопросов, которые Общество не находит мужества обсуждать открыто.

В далеком 1949 году Джордж Оруэлл издал во многом пророческую и, в то же время, поразительно реалистичную антиутопию под названием «1984». Оруэлл воссоздает мир тирании, базисом которого, как ни странно, становится претерпевшая метаморфозу терминология. Системе, где все продумано и прописано, не составляет труда доказать «очевидное»: незнание – это сила, а война – это мир. Как следствие, человек готов не только мириться, но и всячески поддерживать абсолютную власть возвысивших себя людей, нисколько не задумываясь о цене такой поддержки. Постепенно двоемыслие становится нормой жизни. Как заметил в своих комментариях к роману «1984» Эрих Фромм, в определенных обстоятельствах люди могут «потерять свои самые человечные качества и превратиться в бездушные автоматы, причем, даже не подозревая об этом».

Современные религиозные культы – яркое тому подтверждение. Как пишет в своей книге «Царство культов» известный религиозный деятель Уолтер Мартин, «проблема нетерпимости тесно связана с догматизмом организации или авторитарностью, и те системы, которые проводят в жизнь его логику, противятся любому изменению, поскольку культы процветают на благодатной почве непротивления им, двусмысленности и крайностей веры».

И организация «Свидетели Иеговы» – далеко не исключение! Как и большинство прочих религиозных групп, она взяла начало от «богооткровенных» заявлений основателя, из которых уже вскоре выросла изолированная догматичная система, дальнейшее существование которой всецело зависимо от абсолютного подчинения. Как мы увидим, история ОСБ – это, прежде всего, история укрепления власти.

Организация, не стесняясь, противопоставляет себя всему человечеству: «Мир сатаны – это организованное человеческое общество, которое существует отдельно от видимой организации Бога» («Ты можешь жить вечно в раю на земле», стр. 209). В замкнутом пространстве глухих стен Сторожевой Башни правят свои законы и существует своя шаблонная терминология. Внутри – «истинная религия», «духовный рай», «любящее братство», «кроткие овцы». Снаружи – «ложные религии», «злой мир», «идущие в погибель народы» и «упрямые козлы». Элита Общества, наделенная полнотой духовного власти, именуется «рабом». «Лишение общения», или изгнание несогласных, считается «любящей мерой», а лжепророчества вполне подходят под определение «свет истины». Даже чувствовать членам организации приходится исключительно в рамках установок верховных руководителей. Они призываются быть всегда «радостными» и «ревностными», даже если кого-то тяготят серьезные сомнения, человек страдает депрессией или его посещают мысли о самоубийстве. Не удивительно, что порой жизнь в виртуальном мире религиозных клише заканчивается крайне плачевно. Мы рассмотрим некоторые из таких случаев.

Организация Сторожевой Башни преподносит себя в качестве единственного «провайдера» к Богу, без услуг которого невозможно ощутить духовное освобождение и спастись. Однако, анализируя реалии, несложно заметить, что логика ее развития подчинена вполне земным законам и обусловлена историческими процессами.

В I части книги мы коснемся исторических параллелей. Во II и III – подробно рассмотрим основные богословские догматы в контексте их изменчивой природы. И, наконец, в последней части книги речь пойдет о наиболее существенных тенденциях, с которыми сталкиваются рядовые Свидетели Иеговы в практической деятельности. 

Хочется выразить искреннюю признательность Центру апологетических исследований (Санкт-Петербург) и лично его научному сотруднику Дмитрию Розету, чьи советы и исследования помогли взглянуть на учения ОСБ с позиции Писания.

К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *